«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Н. А. Назарбаев
Главная » Публикации » Истоки рода борджигин

Истоки рода борджигин

29 Сентября 2016
Истоки рода борджигин
Родословная рода борджигин, из которого ведет свое происхождение Чингис-хан

Судьба эргунэ-кунских родов была неразрывно связана с историей собственно Монголии. Рост их численности привел к тому, что ориентировочно к середине X в. было полностью завершено формирование дарлекинской группы монголов. В ее состав входили роды и племена: нукуз, урянкат, кунгират, икирас, ол-кунут, куралас, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, ки-лингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут, кингит. Все они имели единое имя монгол, а их общим предком был Бортэ-Чино.


Предложенная дата (середина X в.) выведена в результате анализа родословной Чингис-хана Она состоит из двух частей. Корень и ствол родословного древа составляют предки Чннгис-хана из рода чино (нукуз), являвшегося основным в составе дарлекинов. Крону родословного древа составляют образовавшиеся после середины X в. от рода чино, вследствие его разрастания, нирунские роды и племена, среди которых ведущее место занял род борджигин. К нему принадлежал Чингис-хан. Нируны унаследовали от дарлекинов их древнее имя монгол. 

По «Сборнику летописей», род борджигин возник от одного из сыновей Алан-гоа — Бодончара. Эту же мысль провел С.А.Козин: «Бодончар стал родоначальником поколения Борчжигин» (Козин, 1941, § 42).


Однако в монгольском оригинале текста источника нет слова ebuge, которое означает «предок, родоначальник». На факт обратил внимание У. Эрдэнэбат. Он подверг справедливой критике работы Д.Гонгора, которые в немалой степени способствовали закреплению в научной литературе ошибочного взгляда о Бодончаре как основателе рода борджигин. Так, Эрдэнэбат предложил пересмотреть подходы к решению вопроса о происхождении этой этнической группы. Согласно его мнению, родоначальником борджигинов надо считать не Бодончара, а более дальнего предка Чингис-хана — Борджигидай-мэргэна. Также, он высказал мысль о том, что будучи потомком Борджигидай-мэргэна, Бодончар был всего лишь предводителем рода борджигин. Данная интерпретация была принята Л.Билэгтом. Он отметил, что монголоведы в слове oboqtan не обращали внимания на значение суффикса —tan, то есть, по его мнению, суффикс —tan, —tеn, —tоn придает притяжательное значение в монгольском языке: морьтон — «всадник» или «имеющий коня», эвэртэн — «рогатый» или «имеющий рога». Таким образом, смысл текста будет заключаться в следующем: «Бодончар стал владетелем (или главой) обока борджигин». 


Но следует учитывать то, что суффикс —tan в монгольских языках имеет два разных значения: 1) Обозначает собирательную множественность, например, нагасатан — «дядья» (по матери);

2) Обозначает категорию животных и людей, которые обладают тем, что указано в основе, например, улаан малгайтан — «красношапочники».

Приведенные Билэгтом примеры соответствуют второму значению суффикса —tan, тогда как в рассматриваем предложении он имеет значение собирательной множественности. Поэтому если исходить из первого значения суффикса -tan, то смысл неразложимого в данном контексте словосочетания Borjigin oboqtan будет «члены рода борджигин» или «борджигины». Таким образом, прямая трактовка отрывка звучит так: «Бодончар стал одним из членов рода борджигин». Это говорит о том, что род борджигин действительно возник до Бодончара. 

54d877378f169441fe6a6621a230aeab.jpg

Возвращаясь к имени Борджигидай-мэргэн, можно отметить, что в прошлом монголы словом мэргэн называли не только меткого стрелка (мэргэн букв, означает «меткий стрелок»), но и предводителя племенного или родового коллектива, в данном случае рода борджигин. Анализируя имя родоначальника бурятского племени хори Хоридой-мэргэна. Ц.Б. Цыдендамбаев писал, что оно является названием «должности» предводителя хоринцев. В таком случае Хоридой-мэргэн, хотя и не назван нигде своим собственным именем, все же был конкретным лицом. В течение того периода, когда племенной вождь хоринцев назывался Хоридой-мэргэном, на этом «посту» сменился не один Хоридой-мэргэн. Поскольку имя Хоридой является олицетворенным названием племени хори, то народная фантазия, отвлекаясь от него, создала образ мифического прародителя хоринских бурят Хоридой-мэргэна.


Толкование имени Хоридой-мэргэн, данное Ц.Б. Цыдендамбаевым, может быть целиком отнесено к имени Борджигидай-мэргэн. Существует гипотеза, что название борджигин впервые стало использоваться применительно к потомству Есугэй-багатура, а имя Борджигидай-мэргэн было введено в генеалогию Чингис-хана с целью архаизации рода борджигин. Однако по данным всех источников род борджигин возник не тогда, когда жил Есугэй. а намного раньше. При жизни Есугэя, как сообщает Рашид ад-Дин, название рода стало не просто, а кият- борджигин. Именно тогда главенствующая среди монголов часть нирунских родов, кровно связанная с Хабулом. получила несколько позабытое прозвание кият, значение которого «бесстрашный, богатырский». Тогда же слово кият было прибавлено к названию каждого подразделения, вошедшего в состав этой части нирунов.


Возникли роды кият-юркин, кият-чаншиут, кият-ясар и, надо полагать, кият-борджигин. Родословная Чингис-хана состоит из двух частей: одна включает его предков из рода чино, другая — из рода борджигин. Нижнюю часть родословной, как и верхнюю, начинающуюся с мифического Борджигидай-мэргэна, который был тотемическим. а не настоящим предком Чингис-хана. Тотемический облик имеет супруга Бортэ-Чино Хоай-Марал.

То, что обе части родословной начинаются с мифических первопредков, говорит о том, что они по отношению друг к другу вполне самостоятельны. В принципе, когда в результате неоднократного разделения рода чино образовался новый род борджигин, его генеалогия должна была вестись отдельно. Можно не сомневаться в том, что вначале дело так и обстояло. В соответствии с действующей традицией первым в родословной борджигинов как основатель рода был поставлен Борджигидай-мэргэн, а после него по порядку все другие, но уже реальные предки Чингис-хана. Поэтому ни о каком искусственном внесении имени Борджигидай-мэргэн в генеалогию Чингис-хана с целью преднамеренного удревнения истории рода борджигин говорить невозможно. Поскольку до Борджигидай-мэргэна род борджигин в источниках ни разу не упоминается, то с него следует вести отсчет истории данной этнической общности. Я согласен с мнением П. Пелльо и Л. Амби, что «благодаря эпониму Борджигидай сохраняется далекое прошлое рода борджигин и всего монгольского народа».


После возвышения Чингис-хана в конце XII — начале XIII в. в соответствии с официальной идеологией созданного им государства Yeke Mongyol Ulus потребовались обоснование сверхъестественного небесного происхождения рода борджигин и легитимитация власти самого Чингис-хана. Для того, чтобы достичь этого, нужно было предоставить монгольскому обществу всю родословную борджигинов, для чего пришлось механически соединить генеалогию рода чино и генеалогию рода борджигин.

В результате такого синкретизма получилось так, что в самой середине длинной родословной Чингис-хана, разрывая ее на две половины и разграничивая, с одной стороны, дарлекинские и нирунские роды, с другой — предков Чингис-хана по линии рода чино и по линии рода борджигин, оказался вымышленный персонаж Борджигидай-мэргэн. Не включать его в родословную было нельзя, потому что в XIII в. он понимался монголами как действительно жившее лицо — основатель этнического подразделения борджигин. Всего в родословной до Чингис-хана насчитывается 22 поколения. Если из нее вычесть Бортэ-Чино и Борджигидай-мэргэна, которые являются не реальными, а мифическими предками монголов, то останется 20 поколений. Этим количеством и стоит руководствоваться при исследовании генеалогического древа Чингис-хана, которое само по себе является весьма ценным источником для изучения средневековой истории монголов. 

Поскольку оставшиеся поколения уже символизируют имена реально живших людей, то объединение генеалогий родов чино и борджигин свидетельствует о том, что борджигины эпохи Чингис-хана имели четкое предстваление о всей своей родословной, включая как ближних предков до Борджигидай-мэргэна, так и дальних до Бортэ-Чино. Этот факт опровергает бытующее мнение, согласно которому родословная Чингис-хана приобретает реальный характер только начиная с Бодончара, а все предыдущие имена до Добун-мэргэна имеют мифологическую основу.


Материал подготовила Малика МУРСАЛИМОВА


Использованная литература: Г.Ж.Табулдин, Р.К.Омурзаков, А.Г.Оловинцев. Казахские ханы и их потомки. — г.Кокшетау, издательство «Мир печати», 2013


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь