«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Н. А. Назарбаев
Главная » Публикации » Предание об Эргунэ-куне

Предание об Эргунэ-куне

30 Сентября 2016
Предание об Эргунэ-куне
Гипотезу о местонахождении Эргунэ-куна на месте слияния Мангу и Аргуни подтверждает этимологический анализ связанных с преданием об Эргуне-куне слов кият и киян

Представители сословия торе стали основоположниками Казахского государства. Высшее сословие в казахском обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана-Чингизиды, являвшимися самой влиятельной силой в казахском обществе. А споры о происхождении Чингисхана не утихают до сих пор. По одной из версий он происходит от рода кият, подроды которого ныне входят в состав Среднего жуза казахов.

Трактовать слова кият и киян следует по аналогии с содержащимся в предании об Эргунэ-куне именем Нукуз, являвшимся этнонимом, киян и производное от него слово кият тоже являются этническими названиями.

В научной литературе монгольским ученым Г.Сухбаатаром высказывалось мнение, что предание об Эргуне-куне является пересказом сяньбийского предания, содержащегося в «Вэй шу». Чтобы разобраться, насколько верна точка зрения, приведем текст предания из китайского источника (перевод В.С. Таскина):

«Через 67 поколений от легендарного прародителя Хуан-ди и 4 поколения от правителя Мао предводитель сяньбийцев Туйинь переселился (как полагают исследователи, из Северо-Западной Маньчжурии) на юг к большому озеру. Из-за малого количества солнечных дней и болотистой почвы он вознамерился было отправиться дальше на юг, но скончался. Прошло еще немало времени, прежде чем замысел Туйиня реализовал Цифень. Находясь среди высоких гор, преодоление которых было связано «с девятью трудностями и восемью препятствиями», Цифень поначалу хотел отказаться от выполнения завещания предков. Но тут появилось необыкновенное животное, похожее на лошадь, но мычащее, как корова, которое повело его за собой. Через несколько лет Цифень преодолел горы и поселился на бывших землях хунну».

В изложении этого предания Г. Сухбаатаром в нем вдруг обнаруживаются подробности, которые отсутствуют в тексте «Вэй шу». Отрывок из его перевода:

«В пятом поколении после Мао их предки (сяньбийцы) переселились в темную болотистую местность с большим озером. При правителях Туйинь (Сюань хуанди) и Линь (Сянь хуанди) ввиду непригодности (тесноты) местности для возведения столицы они вынуждены были двинуться на юг, на старую хуннускую территорию, с помощью действия цзуань янь, т.е. «изучив и прорыв» (гору)».

В контексте изложенного предания о сяньби иероглифы цзуань и янь имеют только одно значение – «размышлять, обдумывать, мыслить». То есть Цифень лишь раздумывал, как преодолеть возникшие на пути сяньбийцев горы, не собираясь предпринимать физические действия, тогда как другое значение данных иероглифов – «рыть, толкать, просверлить», - которое как раз предполагает применение таких действий и на что делает упор Г. Сухбаатар, к содержанию данного предания отношения не имеет. Г. Сухбаатар, надо полагать, знал это и не случайно заключил слова «теснота» и «гора» в скобки, хотя в других его работах упоминания о прорытии Цифеном горы нет. Так как такого сообщения нет и в «Вэй шу», то вывод Г. Сухбаатара относительно того, что предание сяньбийцев о переселении их предков и монгольское предание об Эргунэ-куне являются вариантами одного и того же фольклорного произведения, лишен всякого основания.

Значение эргунэ-кунского периода в истории монголов состояло в том, что в Эргунэ-куне стала складываться группа родов дарлекин, явившаяся этнической основой ныне существующего монгольского народа. Ядро этой группы составили род чино (в «Сборнике летописей» - нукуз) и образовавшиеся от него новые роды, среди которых чаще всего упоминаются урянхат и хунгират. Вместе с ними в Эргунэ-куне возникло название монгол. Его этимология ярко подтверждает предложенную датировку времени ухода предков монголов в Эргунэ-кун и вместе с данными других источников указывает, на какой стороне Аргуни находилась эта местность.


Использованная литература:Г.Ж.Табулдин, Р.К.Омурзаков, А.Г.Оловинцев. Казахские ханы и их потомки. — г.Кокшетау, издательство «Мир печати», 2013

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь