«We need to look into the past in order to understand the present and foresee the future».
N. Nazarbayev
Home » Publications » Zhuban Moldagaliyev and Zheltoksan

Zhuban Moldagaliyev and Zheltoksan

07 October 2016
 Zhuban Moldagaliyev and Zheltoksan
The Report at the Council of Kazakhstan writers with participation of the First Secretary of the Communist Party of Kazakhstan on 31 December 1986.

When I was informed about this meeting, I did not believe my public speaking skills and Olympic moderation, wrote down some questions I would like to ask from tribune. Right or wrong, but I believe that people should be unselfish, open-hearted to make a mistake without  fear, however, people keeping silent or pretending, showing off rather than acting, always win. 

 If you look at the surface of the truth, it is possible to remain outside criticism, supporting criticism vehemently. Good and reasonable words cannot be a guarantee of good and correct things. It often happened so. 

 Speaking politely, many events happened before writers’ eyes. However, we must admit that our Kazakhstan writers were not brave enough to talk about it from tribune or on the pages of publications. 

I consider opportunism of our books, remoteness from urgent problems depend on inactivity of our civic position. The following reasons contributed to it: people’s deviation from usual, preventive thoughts have led to sticking stigma on writers (not only them), accusing them in political apathy, misunderstanding of situation and exaggeration. I reminded these dishonest facts for the future. It is necessary to remove all the obstacles on the way to succeed and progress. We cannot destroy the evil, until we destroy the reason causing it. 

 We have some legal requirements to the level of political-educational and ideological work. Its stereotype, limited effectiveness, divorcement from reality in virtue of human thinking and suffering led to weakening of position of humanity measurement and sometimes to its loss. 


4c33b34a9afa8601e844fc50b6dacdfa.jpg


 A sad indicator of the above are events that happened on 17 and 18 December (1986) in Almaty. I cannot imagine Kazakhs’ lives without international friendship, first and foremost, without friendship with the Russian people. I sought to strengthen this friendship all my life. Nobody can dissuade me from it. 

 But if I say that I support water attack of fire-fighting cars, evil dogs, multi-layered rubber hoses against young boys and girls who became victims of hypocritical civil unrest, I would not be honest with myself and with you. I care about the following issues: were we convinced that all who were called to establish order and all armed soldiers were not perfect internationalists? Were there those, who took advantage of the situation, drove disorder participants to despair and spread racial disorder? As witnesses said, they had beaten 17-18-year-old young girls dragging by hair. Eventually, they insulted and scared people in the public transport, in the streets and in other public places. When I heard about that shameless incident and what happened after it, I repented that I have lived to see this day. I fully support the destruction all resistance against the society, because democracy is not anarchy. Even so, we should not deprive conviction of the guilty in it. We are responsible both for their actions and civilian future. 

 The events that happened in Almaty were assessed. However, I consider that Central Committee of the Communist Party of Kazakhstan and you, Kolbin should carefully and comprehensively analyze the issues of international education and interethnic relations in the republic. We say that Kazakhstan is a planet of hundred nationalities and I consider that it is right. Anyway, it sounds nice and powerful. Did anyone wonder how each of them live? Did anyone think that most of them wish to have their national schools, kindergartens, books and publishing houses? Who have these conditions of those nationalities except Kazakhs, Russians, Uighurs, Koreans and Germans. I could not think that some people strive for alignment of the national traditions and culture, the acceleration of deformation of language situation. I just want to say that all problems arise because of our inability to use countless opportunities provided by our society for the prosperity of all cultures, despite the number of each nationality. 


b68df137c1f523abb8e95ab836773cd3.jpg


 I am Kazakh. I am proud of my people. I care about its history and its current situation is doubly expensive. Our people went through the path of the revolution and the Soviet regime, survived the famine that killed nearly half of population and tragedy of 37-38, that took the lives of young Kazakh clerisy, brought up by the Soviet government to reach this day. 

 However, nothing can lead astray from the chosen path. During the war, Kazakhs were brave and valiant defenders of the Motherland.They showed courage, kindness, generosity, dedication, and even the naivety, extraneity to the national racism, and largesse in the years of reclamation of virgin lands. It is not a secret, that various people came to virign lands, there were former criminals and greedy people among them. There were many incidents, when those people made ruthless actions affecting the honor of indigenous people. However, Kazakh people had restraint to understand the great importance of work that the party required. 

 There is another situation now. The ratio of nationalities changed in the republic. All this led to dramatic decrease of the number of Kazakh schools in many virgin areas and situation in the city is clear without words. If I am not mistaken, the number of Kazakh schools in Almaty only two or three, saying nothing about kindergartens. But we all know that the development of the native language begins with kindergartens. The social position of some Kazakh villages, even the regional centers are not equal. New beautiful houses are on virgin lands, but they have have houses without roofs, if there is asphalt on virgin lands, caravan roads inherited by ancestors are in the villages. 

 In 1972, we, group of writers visited Zhangeldy district and wondered by the plain view of Turgay, city that was the center of the revolution. There was no telegraph connection even since it had been 55 years of establishment of the Soviet government. The reason for this was in the following: heads of Kustanay region, where this district belonged to, decided to make conditions primarily for arrived people, they considered that Kazakhs would never leave their native land. Could they tax patience and honor of the Kazakhs in such way? By the way, it was allowed with the permission of respected ‘leaders of the nation’. 

 Regradless of nation we belong to, we, writers are very sensitive about problems of the native language. The life is meaningless without language. We welcome the interaction and mutual enrichment of the languages as well. 

But vain political speculators sometimes did unreasonable actions. Thirty years ago, they succeeded in exception of Kazakh names of the rivers the Volga, the Ural, city Uralsk from official use. You know very well that Ekaterina II forbade using the word ‘Ural’ in order to expunge Pugachev uprising from people’s memory. This time, after 250 years, it is forbidden by Kazakhstan Terminological Committee for the second time. But people did not heed the ban: they continue to call them by ancient Kazakh names. 

 Finally, I want to say that the statements of the heads about large number of the Kazakh youth in higher educational institutions compared to Russians sounds like accusation, adressed to the relevant ministries. Where they can be more if not Kazakhstan? Could students from far Kazakh villages, children of mechanics and shepherds, who do not speak Russian pass competition to the universities of Moscow, Leningrad, Kuibyshev, Novosibirsk or Ukraine? 

 It is not trifle, but life issues, issues of Leninist national policy. Ignoring them, it means putting reality of the Soviet life in awkward position wishing it or not. 

 Each of us has something to say. There are many issues we concern about. But you, dear Kolbin have many opportunities for deep immersion in the life of our multinational country.

No comments

To leave comment you must enter or register

«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Н. А. Назарбаев
Главная » Публикации » Жубан Молдагалиев и Желтоксан

Жубан Молдагалиев и Желтоксан

06 Октября 2016
Жубан Молдагалиев и Желтоксан
Доклад на собрании совета писателей Казахстана с участием первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.В. Колбина 31 декабря 1986 года.

Когда мне сообщили об этой встрече, я, не веря своему ораторскому мастерству и олимпийской выдержке, в спешке записал некоторые вопросы, которые хотел бы озвучить с этой трибуны. Правильно это или нет, но я считаю, что человек должен быть бескорыстным, открытым, мягкосердечным и без боязни ошибиться или не понравиться кому-то, однако как нам известно, человек часто помалкивающий или притворяющийся, больше кричащий, чем действующий, остается в выигрыше. 

 Можно смотреть поверхностно на истину, при этом призываю быть правдивым, можно оставаться вне зоны критики, яростно поддерживая критику. Хорошие и разумные слова не могут быть гарантией хороших и правильных дел. Часто так и было. 

 Если говорить вежливо, много косых явлений происходило на глазах писателей. Но мы должны признать, что у наших казахстанских литераторов не всегда хватало храбрости говорить об этом с трибуны или на страницах печатных изданий. 

 Я считаю конъюнктурность многих наших книг, отдаленность от острых жизненных проблем зависит от пассивности нашей гражданской позиции. Этому во многом способствовали следующие причины: отклонение людей от привычных, превентивных мыслей привели к приклеиванию клейма писателям (и не только им), обвинению их в аполитичности; не понимание ситуации, сгущение красок. Я напомнил про эти бессовестные, бесчестные факты не для того, чтобы поковыряться в чужом грязном белье, а во благо будущего. Потому что, для достижения успеха и прогресса необходимо убрать все преграды на этом пути. Мы не сможем уничтожить зло, пока не уничтожим причину, побуждающую к нему. 

У нас есть некоторые законные требования к уровню политико-воспитательных и идеологических работ. Ее стереотипность, ограниченная действенность, оторванность от реальности в силу человеческих раздумий и страданий приводят к ослаблению позиции измерений человечности и, порой, к его утрате. 


322c02fa3f39b0b83f1893470aaf225f.jpg


 Печальным показателем вышесказанного являются события, происшедшие 17 и 18 декабря (1986) в Алматы. Я не могу представить себе жизнь казахов без межнациональной дружбы, и в первую очередь, без дружбы с русским народом. Я всю свою жизнь, всю свою творческую жизнь, стремился к укреплению этой дружбы. Никто меня не сможет переубедить в этом. 

 Но если я скажу, что поддерживаю водяную атаку противопожарных машин, злых собак, многослойные резиновые дубинки против молодых парней и девушек, ставших жертвами лицемерной смуты, то не был бы честен с самим с собой и со всеми вами. Меня волнуют следующие вопросы: убеждены ли мы, что все, кто был позван для помощи в установлении порядка и все вооруженные спецсредствами солдаты не являются безупречными интернационалистами? Не было ли среди них тех, кто, воспользовавшись ситуацией, довел до отчаяния участников беспорядка и тем самым разжег национальную рознь?! Как говорили свидетели, не они ли те, кто избивал 17-18-летних девушек, таскивая их за волосы? В конце концов, не они ли в последующие дни оскорбляют и пугают людей в общественном транспорте, на улице и в других общественных местах? Честно признаюсь, я, когда услышал об этом бессовестном происшествии и о том, что было после него, раскаялся, что прожил до этого дня. Да, я полностью поддерживаю уничтожение с корнем всякое сопротивление против общества, потому, что демократия - это не анархия. Даже если это так, мы не должны лишать виновных убежденности в этом. Мы в ответе не только за их деяния, но и за их гражданское будущее. 

Дана оценка событиям, произошедшим в Алматы. Но вместе с тем, я считаю, что, Центральному Комитету Компартии Казахстана, и вам самому товарищ Колбин, надо тщательно и всесторонне проанализировать то, как решаются вопросы интернационального воспитания и межнациональных отношений в республике. Мы говорим, что Казахстан является планетой ста национальностей, и я считаю, что это правильно. Как бы то ни было, это звучит красиво и могущественно. А кто-то задумывался о том, как живет каждый их них? А о том, что большинство из них желают иметь свои национальные школы, детские сады, книги, печатные издания? У кого еще из этих ста национальностей, кроме казахов, русских, уйгуров, корейцев и немцев, есть такие условия. Я даже близко не могу подумать о том, что некоторые стремятся к выравниванию национальных традиций и культуры, к ускорению деформации языковой ситуации. Я просто хочу отметить, что все проблемы зарождаются из-за нашего неумения воспользоваться бесчисленными возможностями, предоставляемые нашим обществом для процветания всех культур, несмотря на численность каждой национальности.


5a8a5cb8494327b84420503cf76930d1.jpg


 Я казах. Я горжусь своим народом. Мне дорога его история, а его сегодняшнее положение дорого вдвойне. Чтобы дожить до этого дня, мой народ с честью прошел путь революции и становления советской власти, пережил голод, унесший почти половину его населения, и трагедию 37-38 годов, отнявшую молодую казахскую интеллигенцию, воспитанную советским правительством. 

 Но ничто не сможет сбить его с выбранного пути. В годы войны казахи выступили храбрыми и доблестными защитниками Родины. Эту храбрость, добродушие, щедрость, целеустремленность и даже простоватость, чуждость к национальному расизму и широту души он показал и в годы освоения целины. Ни для кого не секрет, что на целину приезжали различные люди, среди них были и бывшие преступники, и алчные люди. Немало было происшествий, когда такие вот люди предпринимали бессовестные действия, затрагивающие честь коренного народа. Но у казахов хватило сдержанности, чтобы понять огромное значение дела, к которому призывала партия. 

Сейчас возникла другая ситуация. В республике изменилось соотношение национальностей. Все это привело к тому, что резко уменьшилось число казахских школ во многих целинных местах, а положение в городах ясно без слов. Даже в Алматы число казахских школ, если я не ошибаюсь, только две или три. Не говоря о детских садах. А ведь нам всем известно, что освоение родного языка начинается с детских садов. Социальное положение некоторых казахских сел, порой даже районных центров не равны. На целине – красивые новые дома, а у них – низкие дома без крыш, там - асфальт, а здесь – караванная дорога, унаследованная у предков. 

 В 1972 году мы, группа писателей, побывали в Жангельдинском районе и крайне удивились невзрачным видом Тургая, бывшего когда-то городом, центром революции. В то время, когда исполнилось 55 лет со дня становления советского правительства там не было даже телеграфной связи. А причиной всему этому служило вот что: руководители Кустанайской области, куда когда-то относился этот район, решили создать условия в первую очередь для прибывших, считая, что казахи все равно никогда не покинут свои родные края. Разве можно испытывать сдержанность и благородство казахов таким способом? Кстати, все это допускалось с разрешения уважаемых «вождей нации». 

Вне зависимости к какой нации мы принадлежим, мы, писатели, очень чутко переживаем проблемы родного языка, на котором пишем, читаем. Без языка нет смысла жизни. Вместе с тем, мы одобряем взаимодействие и взаимообогащение языков. 

 Но тщеславные политические спекулянты порой доходили до неразумных действий. Тридцать лет назад они добились исключения казахских названий рек Волги, Урала, города Уральска из официального использования. Вы хорошо знаете, что Екатерина ІІ запретила использовать слово Урал, для того, чтобы стереть с памяти народа Пугачевское восстание. В этот раз, спустя 250 лет это во второй раз запрещается Казахстанской терминологической комиссией. Но народ не прислушался к запрету: они продолжают называть их древними казахскими названиями. 

Напоследок хочу сказать, что высказывания товарищей начальников о многочисленности казахской молодежи в высших учебных заведениях по сравнению с русскими, звучит как обвинение, замечание в адрес соответствующих министерств. А где их можно быть больше, как не в Казахстане? Разве ученики с отдаленных казахских сел, дети механизаторов и чабанов, не владеющие русским языком, смогут пройти конкурсы в ВУЗы Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Новосибирска или Украины? 

 Все это - не мелочь, а вопросы жизни, вопросы ленинской национальной политики. Игнорировать их – вольно или невольно поставить реальность советской жизни в неудобное положение. У каждого из нас есть что сказать. Есть множество вопросов, волнующих нас. Но у Вас, уважаемый товарищ Колбин, есть много возможностей для глубокого погружения в жизнь нашей многонациональной республики. Желаю вам успехов!


Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь