«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Н. А. Назарбаев
Главная » Публикации » Как усыновляли детей по казахским обычаям?

Как усыновляли детей по казахским обычаям?

07 Октября 2016
Как усыновляли детей по казахским обычаям?
На землю стелили платье старшей жены, через которое пролезал ребенок – это символизировало его рождение от этой женщины.

Обычай усыновления испокон веков встречается у казахов. Причиной тому служили вражеские набеги, система родственных связей, существовавшая в обществе, желание родителей иметь больше потомков в роду. Казахская история очень часто описывает такие случаи усыновления. Современные казахские рода объединены общими политическими и хозяйственными интересами. 

Административно-территориальные структуры, районы, области в прошлом заменяли родовые племена. Усыновитель ребенка не считал его чужим, независимо от того статуса ребенка: близкое или дальнее родство, пленник или добыча, сирота, оставшийся совсем один. Если он был шустрым, он легко находил себе родителей и свое место. Усыновитель, в первую очередь, советовался с аксакалами и получал их благословение. После этого собирал весь аул, резал барана и устраивал пиршество. На этом мероприятии ребенку на руки давали бедренную кость барана или коня и заводили домой через кереге (деревянная решетка юрты). Для этого несколько сильных джигитов слегка поднимали юрту, и через это отверстие ребенок заползал внутрь. 


00852e9f1a60561ce68efab13745b44c.jpg


 Слова «Держал ли он бедренную кость?» говорили по этому поводу. Ребенок, державший такую кость, считался наследником очага и имущества. Для всеобщего признания ребенка усыновитель собирал полностью свою родню. После того, как ребенок заползал в дом, следовал еще один обычай. Жена усыновителя стелила на землю платье старшей жены по правому краю юрты. Ребенок залезал в платье через воротник и выходил из подола. Это символизировало рождение ребенка. Усыновленного таким образом ребенка называли «ребенком в одежде», и все родные дети принимали его как родного. Чтобы ребенка никто не чуждался, совершался третий обычай. 30-40 уважаемых и почтенных женщин выстраивались в ряд, и ребенок проползал у них между ног. После этого он считался их родным ребенком, и никто впредь не чуждался его. Потомство этих женщин в дальнейшем оберегало и не давало в обиду своего нового родственника. Он тоже, в свою очередь, жертвовал собой ради них. 


 Жамбыл АРТЫКБАЕВ, историк-этнограф

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь