«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».
Н. А. Назарбаев
Главная » Публикации » Легендарный архитектор Сатбаев

Легендарный архитектор Сатбаев

07 Октября 2016
Легендарный архитектор Сатбаев
Мы не могли не затронуть историю о первом казахском профессиональном архитекторе, народном мастере Баязите Сатбаеве.

В народе Баязита Сатбаева называют «мастером Баязитом». Нам только сейчас посчастливилось познакомиться с удивительно талантливым архитектором, всю жизнь служившим народу, но оставшимся без внимания. Баязит родился в селе Шынкожа Аягозского района. Отец Сатбай Келшибеков, окончив знаменитое медресе Ахмета Ризы в Семипалатинске, в котором учился великий Абай, был муллой. Обучившись у сельского муллы старинному письму, Баязит после потери отца в двенадцатилетнем возрасте терпел жизненные невзгоды. Позже он был вынужден переехать к родственникам по материнской линии. Родина его матери Туштыбалы — село Белагаш, расположенное недалеко от Семипалатинска. Баязит батрачил у татарских и русских купцов. Находясь в подчинении у русского купца П. Иванова, он изучил чертежи. Начиная с простых строительных элементов, совершенствуя навыки, он постепенно перешел к более сложным задачам. 

 В 1890 году для строительства новой мечети в Семипалатинск из Стамбула пригласили архитектора Абдуллу Эфенди. Баязит активно включился в строительство мечети. Так он познакомился с азами восточного архитектурного искусства проектирования и черчения, а также с русским, европейским зодчеством. 


6c26027638364f0c7cb396e1e19f1f73.jpg


Таким образом, благодаря мастерству и таланту, его пригласили в родной город Аягоз, а потом в город Зайсан для строительства стратегически важных объектов. Исторические места начала ХХ века, купеческие дома и магазины, административные здания, гостиницы и городские ворота и многие другие замечательные достопримечательности города Зайсан принадлежат великому мастеру Баязиту Сатбаеву. Не вызывает сомнения то, что он собственноручно чертил схемы этих объектов, отбирал необходимые материалы, учитывал значимость и внешний вид здания. Прибыв в Зайсан в 1900 году, он на протяжении 20 лет руководил многими строительными работами. Им была возведена штаб-квартира казачьих войск в 1900-1906 годах, Никольский храм, военная казарма. По словам исследователей жизни архитектора, он руководил почти тридцатью строительными объектами. Среди них мечеть Зайсана, а также храм и дом С. Манапова являются наглядным примером восхитительного русского и восточного архитектурного искусства. А дома, построенные специально по заказу Татанова, Бекчентаева, Абильханова, Мергенбаева, Ерзина, Токсанбаева, Бобкина служат до сих пор и придают городу особый колорит. «Имеются свежие данные о том, что в 1915-1917 годах он построил мусульманскую гимназию, четырех минаретную мечеть в городе Чугучак по заказу татарского бая Рамазана Чанышева из Синьцзяна». «А. Байтурсынов, М. Дулатов, Р. Марсеков прибыли в город Зайсан и организовали восточный отдел Алаш-Орды в доме, построенном Баязитом. На том собрании Б.Сатбаев, прогуливаясь с гостями по городу, показал им татарскую мечеть, Никольский собор и получил их одобрение», — пишет историк Ахмет Токтабай. 


efd860b336bd3a8fea7542aa53f08ed7.jpg


 Одним из объектов творчества народного мастера являются ворота. Эти ворота отличаются высотой и широким дугообразным обликом. Они построены из красного кирпича, даже техника сооружения большой двери для въезда машин и маленькой двери, предназначенной для людей, особенная. Деревянные двери заперты железными оковами. 


4f1a7e566a34120311fcd90a4d628e0d.jpg


 Подробнее рассмотрим мечеть Зайсана и мавзолей Зейнуллы Бутабайулы. Здание мечети, построенной в 1909 году по заказу местного купца Тухпатуллы Бекчентаева, прямоугольное, высотой 5,8 м, шириной 13,2-29,9 м. С западной стороны расположен михраб (куб, построенный в сторону Каабы). Изначально здесь имелись две двери, фасад был разделен на два гармоничных яруса. В 1920 году минарет мечети разрушили коммунисты, а в 1959 году сгорел купол, по этим причинам здание потеряло гармонию. С именем Баязита связан и замечательный памятник культовой архитектуры — Чиликтинский мазар, находящийся на северо-восточной окраине аула Жалсы Тарбагатайского района. Надгробное сооружение возведено в 1925 году над могилой Зейнуллы, сына хаджи Бутабая. Мазар построен без фундамента, техникой «узорчатой кладки» и представляет собой довольно сложное в архитектурном отношении строение. Общая длина купола 9,4 м, ширина 5,78 м, высота 8,8 м. Купол возведен из сырцового кирпича и обожжен снаружи. 


50dd12228f3fb2b9037fd787ccd4116d.jpg


 По словам исследователей, в настоящее время в Восточном Казахстане известно лишь два мавзолея, где в облицовке был использован обожженный кирпич — мавзолей Зейнуллы и мавзолей Мухамеджана. Кирпичи купола изготавливались в собственной печи мастера. Готовые кирпичи доставляли из Зайсана в Шиликты мешками на лошадях и на верблюдах. В других сведениях говорится, что кирпичи готовили в самом Жолши. 


83a4789c94679227431c48489dd43f31.jpg


 В 1980 году в мавзолее провели ремонт сотрудники учреждения «Казрестоврация». Здесь также проводились ремонтные работы после землетрясения в 1991 году. Кирпичи различной формы специально привозились с кирпичного завода Туркестана. По форме эти кирпичи оказались похожими на кирпичи мавзолея Ахмета Яссави в Туркестане. Мавзолей построен из сырцового кирпича и облицован жжёным кирпичом фигурной кладкой. Её композиция основана на сочетании крестообразного нижнего объёма со сложной формой шатрового купола, имеющего сходство с элементами архитектурного зодчества юго-восточной Азии. Вход оформлен арочным порталом и на уровне пяты арки фигурный по периметру мавзолея пояс в виде полочки делит основной объём на два яруса. Световые проёмы южного и северного рукавов креста обрамлены фигурными наличниками и лучковые их перемычки обработаны в виде юрты. 

 Известный историк, профессор Ахмет Токтабай в своей статье «Еленбей келген еңбек» рассказывает причину поездки архитектора в Китай со слов его сына. Потомки ханской фамилии, правившие в Зайсане Даир-Кугедай-Женисхан, его сын Шарипхан в 1933 году вызвали Баязита в Чугучак. Здесь он строил частные мемориальные комплексы, правительственные дома, и своим мастерством обрел известность. 


7a5c8cdda8e46d9613fbdb1879be49ee.jpg

 Мавзолей Омиртая Нашынулы 

 Журналист Мурат Алмасбекулы во время поездки в КНР посетил мавзолей Омиртая Нашынулы, прозванного в народе «Бикажы». По словам журналиста, Бикажы в семнадцатилетнем возрасте возглавляет народ и правит им в течении 70 лет. Мавзолей такого видного деятеля расположен на краю леса Жуантерек, вдоль реки Буыршын. Полностью сохраненный комплекс был построен из красного кирпича. 


36cbb7b8cc03f489c1bedb3a5d57642b.jpg

 Вид с одной стороны мавзолея

 Вместе с тем, Баязит Сатбаев является автором мавзолея известного бия, оратора Жаке Койтанулы тоже. Этот комплекс был построен в местности Жаке-Ласты Жеменейского района Алтайского края, на территории нынешнего Синьцзян-уйгурского района КНР. Сохранившийся до 1959 года комплекс был разрушен пастухами, сейчас от него остались только руины. Очень мало сведении о последних годах жизни Баязита Сатбаева. Известно только, что он умер в 1954 году. 


 Зангар КАРИМХАН

Нет комментариев

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь